Бюджетирование и управленческий учет в ритейле


    

Цель и особенности мастер-класса:

Передача аудитории мастер-класса знаний и опыта автора курса - создателя наиболее успешных систем контроллинга в торговых компаниях России.

Первая из разработанных и внедренных автором систем бюджетирования и управленческого учета, признана «пионерской» в российском ритейле и оценена в 2001г. экспертами американской консалтинговой компании Arthur ANDERSEN как соответствующая по своей концептуальной направленности лучшему мировому опыту. Эта система выдержала испытание временем и, как показывает сравнительный анализ, до сих пор остается одной из самых успешных в отечественном сетевом бизнесе.

В мастер-классе обобщена теория и десятилетний практический опыт создания и применения систем контроллинга не только в ритейле, но и в дистрибуции: от холдинговых структур операторов розничных сетей до отдельных предприятий оптово-розничной торговли.

Мастер-класс адаптирован с учетом особенностей текущего состояния экономики отрасли и происходящих изменений.


Целевая аудитория:

Директора, финансовые топ-менеджеры, руководители и специалисты финансово-экономических подразделений розничных сетей. Мастер-класс также будет полезен представителям предприятий оптовой торговли.


Результаты участия в мастер-классе

По завершению мастер-класса Вы найдете ответы на многие интересующие Вас вопросы, в т.ч.:


  • Как создать единую бюджетно-учетную систему сети и обеспечить прозрачность бизнес-единиц?
  • Как построить корпоративную структуру центров ответственности торгового оператора?
  • Как правильно оценивать эффективность центра ответственности и менеджера, который им руководит?
  • В чем состоят особенности бюджетного управления сетью и как избежать превращения бюджетов в удавку на «шее» Вашего бизнеса?
  • Как создать конструктивную систему контроля и заставить ее работать? Как управлять затратами и обеспечивать ликвидность?
  • Какие проблемы возникают в практике управления рабочим капиталом сети?
  • Как включить поставщика в цепочку создания ценности?
  • Какими должны быть организационная структура, функции, подчиненность и взаимодействие финансово-экономических подразделений центрального офиса торгового оператора?

Продолжительность:

16 академ. часов


Автор и ведущий мастер-класса:

Сафаров Александр Владимирович – канд. эк. наук; профессор ИБДА АНХ при Правительстве РФ; член Institute of Management Accountants (США); VIP-член АБиАС (СНГ) в 1999-2000гг.; генеральный директор консалтинговой Группы IntelCont; экс-главный контроллер Торгового Дома «Копейка» (2000-2003гг.).

Эксперт по разработке и внедрению систем бюджетирования и управленческого учета в ритейле, созданию с «нуля» контроллинговых и финансовых департаментов холдинговых структур.

Автор статей и публикаций в передовых специализированных изданиях России, автор и ведущий мастер-классов и консультационных семинаров для топ-менеджеров компаний и владельцев бизнеса. Постоянный ведущий авторского цикла лекций на бизнес-форумах, проводимых под эгидой Business to Business Production Group Conventions.

Принимает участие в заседаниях Экспертно-консультативного совета по управленческому учету при Минэкономразвития РФ. Преподает авторские курсы по контроллингу и корпоративным финансам по программам executive-MBA в ММВШБ «Мирбис» и в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.


Содержание мастер-класса:

Тема 1 Контроллинг в современной ситуации. Информация, создающая ценность

Ключевые вопросы

  • Контроллинг. На что обратить внимание
  • Вклад контроллинга в повышение эффективности управления и обеспечение успеха. Есть ли альтернатива на данном этапе?
  • Как взаимосвязаны функции контроллера и за что он несет ответственность
  • Как должен взаимодействовать контроллер с менеджментом компании
  • Каково состояние контроллинга в российском ритейле сегодня
Тема 2 Как создать единую бюджетно-учетную систему сети и обеспечить прозрачность бизнес-единиц

Ключевые вопросы

  • В какой последовательности следует внедрять контроллинг
  • Почему сначала критически важно разобраться в предназначении системы
  • Как организовать информационные потоки в ритейле
  • Проблемы восприятия управленческой информации
  • Зачем нужны корпоративные стандарты? Структура, состав и содержание пакета внутрифирменной документации
  • Почему информационные технологии не приносят обещанных результатов и как добиться успеха

Бизнес-кейсы

  • Внедрение бюджетирования в торговой сети. Коммуникационный отчет о ходе выполненния работ
Тема 3 Как правильно построить корпоративную структуру центров ответственности торгового оператора

Ключевые вопросы

  • Торговые сети: централизация или децентрализация?
  • Центры ответственности - необходима осторожность
  • В чем заключается сложность практического применения принципа контролируемости
  • Как критерии оценки подразделений закупки, хранения и реализации влияют на структуру департаментов офиса и РЦ
  • Эффективные подходы к структуризации сетевых ЦО
  • Матричная организация управления маркетингом

Бизнес-кейсы

  • Формируем центры ответственности в офисе сети и на РЦ
Тема 4 Как оценивать эффективность центра ответственности и менеджера, который им управляет

Ключевые вопросы

  • Типичные ошибки в определении эффективности менеджеров
  • Подробно о сегментной марже. Так ли безобидны вмененные супермаркетам затраты головного офиса
  • Как правильно распределить активы между подразделениями и куда при этом "девать" долги
  • Каких ошибок позволит избежать оценка по Du Pont в ритейле
  • ROI или RI: плюсы и минусы практического применения
  • Как "настроить" нефинансовых менеджеров на "чувственное" отношение к цене денег

Бизнес-кейсы

  • Распределяем затраты, разносим активы, принимаем решения

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Контроль неликвидов при заемном финансировании инвестиций в РЦ
Тема 5 Особенности бюджетного управления торговой сетью

Ключевые вопросы

  • Мастер-бюджет торговой сети
  • Существует ли оптимальная глубина детализации бюджета продаж и как ее определить
  • Преимущества и недостатки нормативного планирования
  • К каким ошибочным управленческим решениям приводит «жесткий» бюджет. Анализ отклонений на РЦ и в супермаркетах
  • Объекты и субъекты бюджетирования. Функции участников бюджетного процесса
  • Матрица затрат по МВЗ
  • На что следует обратить внимание при разработке бюджетных формуляров в ритейле

Бизнес-кейсы

  • Планируем поломки холодильного оборудования?
  • Контр- продуктивные бюджеты. Поиск выхода

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Положение по нормированию и лимитированию затрат
  • Форматы бюджетов национального торгового оператора
Тема 6 Как создать эффективную систему контроля и заставить ее работать

Ключевые вопросы

  • Финансовый контроль с прямой и обратной связью
  • Наиболее распространенные ошибки контроля и анализа и их неминуемые последствия
  • Потенциальные опасности детального анализа
  • Каким критериям должна удовлетворять эффективная система контроля и как их достичь на практике
  • Побочные результаты действия контроля

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Постпроектный аудит против воздушных замков: как и почему "сдуваются" ожидания
  • Положение по контролю и анализу исполнения бюджетов в ритейле
Тема 7 Причины «провальных» внедрений моделей мотивации. Как мотивировать менеджмент сети на достижение целей бизнеса

Ключевые вопросы

  • Конфликт интересов менеджера и собственника
  • Обзор мотивационных систем: плюсы и минусы наиболее популярных моделей
  • Какой должна быть оптимальная модель материальной мотивации
  • Поиск баланса между выручкой и рентабельностью
  • Предлагаемое решение для торговых сетей
Тема 8 Какими должны быть функции, организационная структура и взаимодействие финансово-экономического подразделения управляющей компании сети и других предприятий холдинга

Ключевые вопросы

  • Какая должна быть организационная структура
  • Контроллер и Казначей: вместе или врозь
  • Задачи и функции
  • Кому подчиняется Главный бухгалтер
  • Взаимодействие подразделений управляющей компании и других предприятий холдинга

Бизнес-практика на реальных примерах

  • История развития финансово-экономического блока федерального торгового оператора
Тема 9 Ликвидность VS рентабельность: воспоминания о будущем

Ключевые вопросы

  • Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика
  • Быстрый рост. Агрессивная и консервативная модели финансирования бизнеса: преимущества, недостатки, последствия
  • Съем прибыли и денежных потоков с активов. Использование преимуществ налогового щита. Когда стоит брать взаймы и чего это Вам может стоить
  • Почтальон звонит дважды или что ждет компанию на пути от экономического банкротства к юридическому. Издержки и результат финансового истощения

Бизнес-кейсы

  • Who is who среди торговых сетей: оцениваем конкурентные преимущества на основе финансовых измерителей

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Последствия чрезмерного увлечения агрессивной политикой финансирования инвестиций при развитии сетевого бизнеса в России
Тема 10 Сети и их поставщики: цепочка создания ценности или борьба до изнеможения? Взгляд сквозь призму кризиса ликвидности

Ключевые вопросы

  • EVA в объятиях рынка
  • Что получает сеть, сокращая свой финансовый цикл за счет поставщиков, и что теряет
  • Полезная и бесполезная деятельность
  • Отказ от практики торговой загрузки (trade loading)

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Управление рабочим капиталом: корпорация Wal-Mart
  • Оценка ликвидности товарных запасов. Российский опыт - национальный оператор розничной сети
  • Продвинутые методы контроллеров отечественного гипермаркета